Вы здесь: Главная » Файлы » Притчи » Христианские » Что такое притча?


16:12
Что такое притча?


Что такое притча?

Слово "притча" - по-гречески "параболее" - в буквальном переводе означает сравнение явлений и вещей. Отсюда притча употребляется, как правило, для сравнения. Такие притчи обычно бывают очень короткими. В Евангелии от Марка 3, 23-25 - мы находим удивительный ответ Христа на обвинения книжников: "Как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то". И далее: "Если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот". Такой метод сравнения мы находим в Евангелии от Луки 5, 36, в притче о заплате к ветхой одежде: "Никто не приставляет заплат к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет и к старой не подойдет заплата от новой". Евангелист Марк называет притчей слово Христа фарисеям: "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его, но что исходит из него, то оскверняет человека" - Мр. 7,15. "И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче" - Мр. 7,17.
В Новом Завете слово "притча" встречается в Евангелии от Матфея, Марка и Луки.
В Евангелии от Иоанна слово "параболее" не встречается. Там употребляется слово "параймия" - Ин. 6,16-25, 29, что означает образное сравнение. Заметим, слово "параболее" происходит от слов "пара" - рядом и "баллоо" - ставить.
В итоге мы можем сказать, что притча в Новом Завете означает короткий рассказ, в котором посредством сравнения раскрывается духовная истина.
В Библии иногда используют аллегории. Ее ли в притче обычно подчеркивается какая-то одна определенная истина, то в аллегории каждая часть имеет свое значение. Так, например, рассказ о пастыре, и овечке в 15-й главе Евангелия от Луки является притчей, а в Евангелии от Иоанна, в 1О главе - аллегорией. Ярким примером аллегории являются садовник, смоковница, ветви, плоды, показанные в Ин. 15, 8. Но все же Христос более часто пользовался притчами. Блаженный Августин сказал, что как чудеса Иисуса Христа являются притчами, выраженными в делах, так и Его притчи являются чудесами литературной красоты и умения назидать.

Почему Христос пользовался притчами?

Несомненно, одной из причин было то, что человек легче всего воспринимает картины, взятые из повседневной жизни. Спаситель придавал притчам духовный смысл, и таким образом вечные истины Он перевел на язык человеческих понятий и интересов. Кто из нас не обращался с просьбой к матери или бабушке рассказать им что-нибудь интересное. Эту жажду слышать интересное Христос использовал для служения высшим духовным целям. Он освящал все, что только можно было освящать.
Всем известно, что яркий пример запоминается легче, чем проповедь. Когда контуры мысли проповеди уже изгладятся из памяти слушателей, то иллюстрации, использованные в проповеди, останутся свежи в памяти. Так это, несомненно, было и со слушателями Иисуса Христа.
Иллюстрация проникает туда, куда хорошо аргументированное учение не находит дороги. Кроме того, среди слушателей Христа были и такие, которые относились к Нему враждебно. Они совершенно не желали слушать Его для того, чтобы исполнять то, чему Он учил. Но в Своем ярком изложении Христос преподносил Свои поучения так интересно и ясно, что они захватывали воображение слушателей, касались их совести и изменяли их волю раньше, чем они сами это замечали.
Спаситель так характеризовал Своих слушателей: "Ибо огрубело сердце людей этих, и ушами с трудом слышат" - Мф.13, 15. Сердце человека, не желающего принять услышанное, становится безразличным и даже враждебным. Эта истина является законом духовного мира. Христос не бросал жемчугов духовных истин тем, кто их не ценил - Мф. 7, 6. Но Спаситель был милостив и к таковым, и притча была милосердной формой приговора.
Недоброжелательные люди слушали, но не понимали услышанного. Однако кое-что они все же запоминали, потому что притча не так скоро забывалась. Когда позже эти люди стали воспринимать истину, тогда они могли черпать великую пользу для себя из притч. Таким образом, поучения Иисуса Христа могли слушать, хотя бы с частичной пользой, и те люди, которые имели предрассудки и даже питали ко Христу вражду. "И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать" - Мр. 4, 33.
Главной целью Христа при использовании притч было преподнесение истин веры посредством захватывающих сравнений.
Премудрость Божия создала видимый и невидимый мир. Человеку было знакомо видимое, и это видимое являлось средством, благодаря которому он знакомился с вечными истинами.
Создается впечатление, что для Иисуса Христа весь космос являлся только притчей.
К сожалению, многим людям видимый мир заслоняет невидимого Бога, но для верующих окружающий мир является откровением Божиим. Известный философ Шеллинг сказал, что природа и история относятся друг ко другу, как притча к ее толкованию. Христос использовал природу и историю в качестве притч, а толкованием их было Царство Божие. Плуммер говорит, что в руке Христа весь космос превращается для нас в Библию в картинах.
Земные события и явления, о которых упоминал Христос, служили символом небесных понятий. Прощающий блудного сына отец являлся только прообразом всепрощающего Отца Небесного; пастух, ищущий овечку в пустыне, напоминал собой о великом, добром Пастыре, Который ходит по миру и с еще большим усердием ищет заблудших. Посредством земных образов Христос показывал небесную реальность. Именно этой святой цели служили притчи в устах Иисуса Христа.
Наконец, следует сказать, что существуют истины, которые можно передавать только в виде притчи. Как известно, Бог есть Дух; человек же выражает свои мысли и желания словами, делами и образами. Господь пользуется тем же методом, когда хочет сказать человеку нечто. Когда "Слово стало плотью", тогда "мы видели", - читаем мы в Ин. 1,16, "Невидимое Его... от создания мира через рассматривание творений видимы" - Рим. 1, 20.
Слова могут принимать вид строгой теоремы или точного определения, и таким образом передают известные истины, но именно известные истины. Например, мать не может выразить свою любовь к ребенку. Бывают обстоятельства, когда математик должен дать место поэту, а богослов - пророку. Бывают обстоятельства, когда на место определения встает картина, и когда вместо теории открываются небесные ворота - От. 4, 1. Иисус Христос знал, что есть истины, которые лучше всего можно передать в виде притчи, и поэтому Он пользовался этой формой изложения.

Как нужно толковать притчи?

Если мы хотим познакомиться с разными методами толкования притч Иисуса Христа, то необходимо указать на некоторых толкователей, не уловивших мыслей Христа.
Первую серьезную ошибку делали те, кто старался объяснять притчу как аллегорию. Они старались найти смысл в каждой детали и тем самым попадали на ложный путь.
Возьмем, например, притчу о закваске - Мф. 13 гл. В ней сказано, что женщина вложила закваску в три меры муки. Аллегористы нашли для объяснения этих трех мер муки целый ряд объяснений. Одни считают, что под этими тремя мерами Бог подразумевал три известные в то время части света; другие толкуют, что три меры означают дух, душу и тело. Но смысл этой притчи заключается не в количестве муки, а в чудесном действии закваски.
Следует сказать, что некоторые притчи больше подходят к аллегории. Так, например, в притче о сеятеле отдельные подробности имеют особое значение, а в притче о неверном домостроителе - Лк. 16 гл. - содержится только одна мысль. Глубокий духовный подход, основательное исследование, а также и интуиция во многом способствуют правильному истолкованию притч.
Необходимо также заметить, что толкователи притч сделают большую ошибку, если эти притчи возьмут в основу своих догматических споров. Христос никогда не ставил целью использовать притчи для разрешения различных богословских вопросов. Были случаи, когда противники называли друг друга неверными домоправителями - Лк. 16 гл. А сжиганием сорных трав они оправдывали, например, сжигание еретиков - Мф. 13 гл.
Мы не должны недооценивать догматические споры, но их нельзя разрешать притчами. Истина слишком велика, чтобы ограничивать ее рамками определения. "Религия имеет глубины, измерить которые не может теология", - сказал богослов Буттрик. Поэтому мы должны быть внимательными, чтобы не потерять правильную точку зрения.
При толковании нужно придерживаться следующих правил:
- Прежде всего, мы должны понять содержание притчи. Необходимо, знать обычаи того времени, например, когда по случаю торжественной вечери давали два приглашения, и другие.
- Необходимо уяснить себе, какую истину Господь хотел изъяснить и какая мысль является центральной. Иногда Христос Сам указывает на это до или после притчи, в другой раз нам помогает объяснение евангелиста. Поэтому важно учитывать, где, когда и по какому поводу Христос говорил притчи. Однако есть и такие притчи, при которых мы не можем определить обстоятельств. Таковые нужно объяснять с точки зрения общего учения Христа. Во всяком случае, необходимо найти главную мысль, не обращая внимания на детали. Далее нужно постараться понять, какая часть относится только к содержанию притчи, а какая к толкованию.
- Нужно учитывать и уровень развития простых, "некнижных" людей, так как именно им Христос большей частью говорил Свои притчи.
- Наконец, лучшим истолкователем притч является Дух Святой, пребывающий в сердце верующего человека. Мысли Христа нельзя понять, если Он не живет в нас.

Классификация притч

До сего времени не представлялось возможным дать такую классификацию притч, которая удовлетворила бы всех.
Прежде всего, очень трудно определить общее количество притч, содержащихся в Евангелиях. Не совсем ясно также, что определенно можно называть притчей и что нельзя. Число притч, представленных в более или менее повествовательной форме, около 30-35. Если же прибавить еще и короткие притчи, то их число превысит 40. Из них больше половины содержатся в Евангелии от Луки. Для получения приблизительного перечня представляем притчи, содержащиеся в соответствующих Евангелиях. Этот список может, конечно, содержать и неточности.
Притчи, содержащиеся в Евангелии от Матфея:
О плевелах - 13, 24-ЗО;
о скрытом сокровище - 13, 44;
о драгоценной жемчужине - 13, 45-46;
о неводе - 13, 47-5О,
о безжалостном рабе - 18, 23-35;
о работниках в винограднике - 20,1-16;
об отце и его двух сыновьях - 21, 28-32;
о брачном пире у царя - 22,1-14 (ср.Лк.19, 12-27);
о десяти девах - 25, 1-13;
о талантах - 25, 14-ЗО (ср. Лк. 19,12-27);
об овцах и козлах - 25, 31-46.
Только в Евангелии от Марка:
О незаметном возрастании семени - 4, 26-29;
о бодрствующем привратнике -13,34-36 (ср.Лк.12,35-40);
Только в Евангелии от Луки:
О двух должниках - 7, 41-47;
о добром самарянине - 10, 25-37;
о докучливом друге -11, 5-8;
о безрассудном богаче -12, 12-16;
о бодрствующих рабах -12,25-40 (ср.Мр.13,34-36);
о верном домоправителе -12,42-48;
о бесплодной смоковнице - 13, 6-9;
о званных на пир -14,16-24 (ср.Мф.22,1-14);
о строителе башни -14, 28-ЗО;
о царе, идущем на войну -14, 31-32;
о потерянной драхме -15, 8-Ю;
о блудном сыне-15, 11-32;
о неверном домоправителе -16, 1-13;
о богаче и Лазаре -16, 19-31;
о верном рабе - 17, 7-Ю;
о судье неправедном -18, 1-8;
о фарисее и мытаре -18, 9-14;
о десяти минах-19,11-27 (ср.Мф.25, 14-ЗО).
В Евангелиях от Матфея и Луки:
О двух основаниях - Мф.7, 24-27;Лк.6,47-49;
о закваске - Мф. 13, 33; Лк. 13, 21;
о заблудившейся овце - Мф.18,12-13; Лк.15,3-7; (ср. также
Мф. 25, 14-30 и Лк. 19,-12-27; Мф. 22, 1-14 и Лк. 14, 15-24).
В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки:
О свече на подсвечнике - Мф.5,15;Мр.4,21;Лк.8,16;
об одежде и мехах - Мф. 9,16; Мр.2,21; Лк.5,36;
о вине молодом в ветхих мехах - Мф. 9,17; Мр. 2,22; Л к. 5,37-39;
о богохульстве фарисеев- Мф. 12,25-29; Мр.3,25-27; Л к. 11,17-22;
о сеятеле - Мф.13, 1-23; Мр.4,1-2О; Лк.8, 4-15;
о горчичном зерне - Мф.13, 31-32; Мр.4, 30-32; Лк. 13, 18-19;
о злых виноградарях- Мф. 21, 33-41; Мр. 12, 1-12; Лк. 20, 9-18;
о смоковнице - Мф. 24, 32 ; Мр. 13, 28; Лк. 21, 29-ЗО.
Группировать притчи по содержанию нецелесообразно. Самое простое подразделение притч предлагает богослов Геобель. По его мнению, притчи нужно разделить на три группы, причем основанием он берет время и место, когда и где они произносились.
- Притчи, относящиеся к периоду деятельности Христа в Капернауме. Они содержатся в Мф. 13-й главе, и приложением к ним является притча о растущем семени в Мр. 4, 26-29.
- Притчи, которые произносил Христос на пути из Галилеи в Иерусалим. Они находятся в главах 10-19 Евангелия от Луки.
- Притчи, произнесенные Христом в последние дни в Иерусалиме. Первая часть касается Царства Божия в целом, вторая - отдельных членов Царства Божия и третья - суда над членами Царства Божия. Для дальнейшего изучения притч остановим наше внимание сначала на притчах, которые содержатся в 13-й главе Евангелия от Матфея. Затем рассмотрим притчи из 15-й главы Евангелия от Луки. И в заключение остановимся на некоторых трудно разъяснимых притчах.

Просмотров: 1192 | Добавил: Valentin | Скачали:
0 голосов
Всего комментариев: 0